Спасательные жилеты, косы и мель – репортаж с патрулирования Вятки
— Хотели вам многое показать, но погода не позволяет, – садясь в лодку, говорит государственный инспектор Центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Кировской области Вячеслав Морозов.
— Как же так? Какое-нибудь нарушение мы должны найти. Пусть и небольшое, – отвечаю я.
Несколько лет назад была в ночном рейде с Росгвардией. Во время нашей беседы с сотрудниками искренне верила в то, что ночное катание по городу станет захватывающей авантюрой. В результате патрулирование улиц закончилось несколькими секундами «погони» за подозрительной машиной в гаражном кооперативе. Ничего криминального в итоге не обнаружилось, но разговоры по рации, резкие повороты и «погоню» запомнила надолго.
Поэтому и в этот раз надеялась на что-то захватывающее!
Чем занимается ГИМС?
Патрулирование реки входит в ежедневную обязанность Государственной инспекции по маломерным суднам. На этот раз в патруль оправились государственные инспектора Центра ГИМС ГУ МЧС России по Кировской области Вячеслав Морозов и Роман Одегов, а также журналисты ГК «Инмедиа» – Евгения Матвеева («Первоисточник») и Елизавета Захарова («Бизнес новости»).
Каждый день маршруты патрулирования разные и заранее оговорены с руководством. План работы инспекторы составляют с учетом погодных условий, возможностей и количества отдыхающих. Наш совместный маршрут пролегал вниз по течению в сторону Нового моста.
— Погода сегодня позволяет рыбакам находиться на воде и осуществлять рыбную ловлю. Будем смотреть, на каких судах они находятся, обеспечена ли у них безопасность, – инструктирует Вячеслав Морозов. – Сегодня больше внимания мы уделим судоводителям, а не отдыхающим. Их сегодня нет из-за погоды.
Жилеты надеты, память в телефоне освобождена, двигатель запущен. Лодка поворачивает налево и отправляется от пристани на улице Заводской. Вначале, пока на пути лодки ГИМС не встречались судна и рыбаки, инспектор Вячеслав Морозов рассказал о специфики профессии.
Цель инспекции – контроль безопасности людей на водных объектах. Первоначальная задача – проверка маломерных судов на наличие и соответствующее состояние документов, наличие регистрационного номера, судовых билетов, отметка о пройденном техническом осмотре, наличие средств спасений на пассажирах суден.
— Для каждого маломерного судна существуют требования оснащения техническими объектами: спасательный круг, конец Александрова, якорное устройство. Все технические объекты не просто должны быть в наличии, но еще и в рабочем состоянии. Если судно отвечает критерию «катер», то у него должны быть ходовые огни. Чтобы другие участники, которые находятся на водной глади, могли определить в темное время суток, стоит или движется (и в каком направлении) судно, – рассказывает Вячеслав Морозов.
Вместе с государственной инспекцией по маломерным судам на воде работают и другие ведомства, обеспечивающие безопасность: министерство охраны окружающей среды, линейные отделы УМВД России по Кировской области, отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов [проще говоря – Рыбоохрана, прим.ред.], управление государственно экологического надзора.
Навигация по реке и нарушения
На фоне разговора слышна работа мотора лодки. Роман Одегов регулирует положение лопастей мотора, чтобы судно все же плыло, а не перебирало ил с песком по дну реки Вятки.
Для беспроблемного хода маломерного судна, говорит Вячеслав Морозов, глубина реки должна быть хотя бы метр-полтора. Но, смотря на водную гладь главной реки Кировской области, часто замечаем светлую рябь – отмель кос.
Чтобы судно не встало, капитанам приходится лавировать между мелью, иногда подплывая ближе к заросшим кустарниками и деревьям по берегам Вятки.
Встав в лодке и смотря на воду, Вячеслав Морозов помогает коллеге прокладывать лучший путь. Поворачивается к нам и рассказывает одно воспоминание из многолетнего опыта:
— Пару лет назад плыли по реке, а там воды было вот столько, – выставляет руку вперед и пальцами отмеряет отрезок сантиметров в 10.
— Как вы продолжили путь? – спрашиваю я.
— Пешком. Тянули за собой лодку.
— Словно «Бурлаки на Волге»?
— Точно!
Обмеление реки Вятки создает определенные трудности при патрулировании. Но благодаря собранной информации и опыту капитанов инспекторы знают почти все фарватерные места и мель, на которой может сесть даже маломерное судно.
— В этом плане нам проще выходить на воду, чем обычному человек или рыбаку, – говорит инспектор.
— Кто отмечает и передает информацию об обмелевших местах сотрудникам ГИМС? – интересуюсь я.
— Изначально обозначения любого фарватера наносят те, кто расставляет и обслуживает бакены [или баканы – плавучий знак для обозначения навигационный опасностей или для ограждения фарватеров – прим. ред.]. Они составляют карту реки. С учетом того, что мы постоянно выдвигаемся в рейдовые мероприятия и патрулирование, изучаем реку и делимся информацией, для нас не составляет труда пройти по любому участку воды.
На мой вопрос, какие нарушения правопорядка могут допускать граждане на воде, Вячеслав Морозов ответил: инспекторы следят в том числе и за соблюдением норм маневрирования, расхождения судна со встречными.
— Наверное, сейчас не такая частая проблема? Река обмелела, мало суден встречается, – предполагаю я.
— Да, совершенно верно. Но бывают случаи, когда судоводители отвлекаются. Можно провести аналогию с водителями автомобилей: человек едет за рулем отвлекся на телефон...
— Или как мы с коллегой отвлекаем разговорами?
— Вы меня отвлекаете, и я с вами беседую. Мой коллега не отвлекается: заметьте, он четко следит за тем, как и куда мы идем, – говорит Вячеслав Морозов. – Ситуаций, при которых возможны случаи аварийности, существуют всегда. Как на дороге, так и на воде. Есть еще одна не менее важная особенность: если маломерное судно находится вблизи пляжа (хотя такого не должно быть), капитан отвлекся от управления, а рядом под воду нырнул человек – может случится ЧП.
Самыми частыми нарушениями является не обеспечение безопасности пассажиров суден.
С начала навигационного периода выявлено 139 нарушений правил пользования маломерными судами. Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Кировской области, чаще всего штрафы выносятся по ст. 11.10 КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах» и ст. 11.8 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления».— Люди, находясь в маломерном суде, в первую очередь должны задуматься о себе, о тех, кто находится с ними, и обеспечить всех спасательными жилетами. Поэтому у нас большая часть нарушений связан с этим, – продолжает инспектор. – Часто виной всему человеческий фактор. Многие думают, что ничего страшного не произойдет, вышли с берега на пять минут прокатиться на веслах. Но зачастую такие случаи приводят к необратимому.
Кроме того, с начала купального сезона на водных объектах Кировской области произошло 20 происшествий, погибло 20 человек (в прошлом году – 23), из них 11 при купании (в прошлом году – 18), из них детей 4 (в прошлом – 14).
Зарегистрировано две аварии с участием маломерных судов.
Проплыв несколько минут от Филейского затона, инспекторы замедлили ход. Впереди, посреди реки, – лодка с двумя рыбаками.
— Сейчас пройдем рядом с ними. Посмотрим, есть ли жилеты.
— Они должны быть какими-то специальными или даже обычный из спротмагазина подойдет? – уточняю.
— Жилеты должны быть сертифицированными, – отвечает Вячеслав Морозов.
Медленно подплываем к лодке. «Капитан» надувной лодки с мотором – в жилете. Его товарищ, как оказалось, нет.
— Добрый день! Государственный инспектор по маломерным судам Вячеслав Морозов. Скажите, пожалуйста, у вас спасательный жилет где?
Рыбак поднимает жилет, до этого лежащий рядом с ним на дне лодки.
— А где он должен быть? Убедительная просьба: наденьте, пожалуйста. Всё понимаем, но для безопасности – это первоочередная мера, – говорит инспектор.
— Понятно, – робко и слегка обреченно отвечает рыбак. – Исправимся.
— Давайте, всего доброго.
Отплываем. Не задев леску удочки рыбака.
— А говорили, что никого не найдем! Все – для нас, – отмечаю я.
— Мы просто понимаем, что сегодня неблагоприятные погодные условия.
Инспекторы по маломерным судам рассказали, что чаще всего граждане стараются быть законопослушными, поэтому самые частые нарушения – необеспечение безопасности.
— Да, попадаются не совсем сознательные граждане, которые вовремя не проходят технический осмотр, либо, приобретя маломерное судно, не регистрируют его, несмотря на требование закона. В этом случае административные штрафы гораздо выше, – говорит Вячеслав Морозов.
Например, за управление лодкой, незарегистрированной в установленном порядке, штраф от 15 до 20 тысяч рублей. Если в данном случае у судоводителя нет еще и прав, то общая сумма штрафа возрастает – от 25 до 35 тысяч рублей. За передвижение на судне, не прошедшего техосмотр, выписывается штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
— Триста рублей за отсутствие жилета – самый легкий штраф. Но некоторые граждане возмущаются и ему, – добавляют инспектора.
— Если человек не раз попадается на нарушении закона вы лишаете его права управления судном? – спрашиваю.
— Права управления судном лишаем, если человек находился в состоянии алкогольного опьянения, – поясняют инспектора. – Мы имеем право проверить граждан, находящихся на маломерных судах, на состояние алкогольного опьянения. Процедура освидетельствования проводится согласно установленным стандартам. И, если судоводитель отказывается, то доставляем его в медучреждение.
После встречи с безжилетным рыбаком плывем все дальше вниз. По пути встречаем редких рыбаков. Одни стоят в резиновых сапогах у берега, другие затащили лодки на сушу и отдыхают, третьи – выглядывают из палаток. Только одно судно привлекло наше внимание. Вблизи берега стоит лодка с двумя рыбаками – замедляем ход.
И снова ускоряемся, увидев как два рыбака сидят в застегнутых жилетах. Через несколько минут мы остановились. Поблизости (и пару километров до этого) ни одно судна, ни одного рыбака или отдыхающего – привал перед обратной дорогой и разговор, не заглушаемый гулом мотора.
— Куда вы ездите в долгие речные рейды, – интересуюсь.
— Бывает от Кирова и до Вятских Полян плывем, – отвечает Роман Одегов.
— На чем вы отправляетесь в плавание? На другом ведь судне?
— Почему? На этой.
— Неделю в ней?!
— Есть и другие, но эта самая боевая, – улыбаясь, отвечает Роман Одегов.
— А ночлег точно такой же, как у тех товарищей на берегу, – в палатках. Других вариантов нет. Где мы на берегу найдем гостиницы? Да и смысл, – добавляет Вячеслав Морозов.
Также ГИМС обеспечивает безопасность и на других водоемах – правила поведения на воде, безопасность на берегу и на суднах распространяются не только на руслах больших рек, а повсеместно – на каждое озеро, пруд, ручей.
— Кажется, что в этой работе нет ничего такого. Но, поверьте, когда осознаешь тот факт, что дети начинают тонуть на открытых водоемах, – очень тяжело. Подходишь к берегу: мама и папа жарят шашлыки на берегу, а ребенок внизу у уреза воды стоит. Случись что, отцу (с хорошей реакцией) бежать 4-5 секунд. Но ребенку достаточно секунды, чтобы захлебнуться, – один вдох, – рассказывает Вячеслав Морозов. – Обращение взрослых на то, где их ребенок, – как будто бы бесполезное действие. Но это один из аспектов, который, возможно, спасет этого ребенка. Чтобы взрослые хотя бы немного об этом задумались.
— На воде всегда необходимо правильно оценить ситуацию. И мы каждый раз пытаемся это донести. Но каждый год таких случаев... – добавляет Роман.
— Тишина, – отмечает Вячеслав Морозов.
Смотрю по сторонам. Мы вблизи левого песочного берега. Он весь усажен деревьями. После нескольких волн непогоды, гроз и сильного ветра – в воде много поваленных деревьев, коряг. Сама Вятка мутная.
Заглядываю в карту. Геолокация показывает, что мы между Гирсово и Мурыгино. Вблизи Никольского затона. Вода здесь мутная. Можно различить далекий стрекот кузнечиков, редкое пение птиц. Действительно, тишина и только звуки природы.
— Вообще ни одного мотора не слышно, – добавляет Морозов.
Вот как. У инспекторов своя тишина.
В сторону Нововятска идти бессмысленно, говорит один из инспекторов, – перекаты и косы, суден нет.
— Поедем обратно? Может быть, увидим того, кто жилет снял через 15 минут?
— Давай! Я считаю, что он снял, – самоуверенно заявляю я.
Плывем тем же маршрутом: огибая косы, приближаясь и удаляясь от берегов. На обратном пути больше всматриваешься не в урез берега, а в пейзажи. Деревья, кустарники, коряги, наполовину вошедшие в ил и песок. Цапля! Медленно проезжаем мимо ее «стоянки». А я улыбаюсь и радуюсь – впервые в дикой природе вижу цаплю. Через несколько сот метров еще несколько пролетают над нашими головами.
Маломерных суден всё нет.
Через несколько минут проплываем мимо остановленной лодки.
Квартет на лодке возвращается на базу. Снимаю жилет. Вручаю инспекторам и искренне прощаюсь:— Жилет на месте, – заключает инспектор.
— Ну, ладно. Вы были правы, – всмотревшись в спину рыбака, вижу синие полосы жилета.
— Поверьте, он его сейчас не снимет, – улыбаясь добавляет Вячеслав.
— У вас классная работа! Будет хорошая погода и соберетесь в рейд на несколько дней – зовите! Хочу с вами!